• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Поступление в Высшую школу экономики стало одним из главных событий моей жизни"

Екатерина Василевская учится на втором курсе академической аспирантуры и одновременно является приглашенным преподавателем в НИУ ВШЭ. С 2016 года по настоящее время она участвует в научном проекте "Health Literacy and Its Impact on Weight Related Behaviors in College Students" в Международном университете Флориды США. В интервью Аспирантской школе по психологии Екатерина рассказала об особенностях поступления и учебы в академической аспирантуре Вышки.


Как становятся аспирантами

В Высшей школе экономики я уже почти восемь лет: четыре года  бакалавриата тогда еще на факультете психологии, два года магистратуры на программе «Исследование, консультирование и психотерапия личности» (сейчас это трек «Человекоцентрированный подход» магистерской программы «Консультативная психология. Персонология»), и вот уже два года в аспирантуре по специальности 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии». Оглядываясь назад, без преувеличения могу сказать, что поступление в Высшую школу экономики стало одним из главных событий моей жизни. Той, кто я есть сейчас, я стала во многом в стенах любимой Вышки благодаря тесному общению и сотрудничеству с профессорами, коллегами, однокурсниками. Не могу не отметить своего научного руководителя Молчанову Ольгу Николаевну, профессорско-преподавательский состав кафедры общей и экспериментальной психологии и лично ее заведующую Болотову Аллу Константиновну, а также  академического директора аспирантской школы по психологии Хачатурову Милану Радионовну, которые много вложили и продолжают вкладывать в меня как исследователя.

Я не рассматривала другие варианты для поступления помимо Вышки.

Василевская Екатерина Юрьевна
Департамент психологии: Аспирант

На самом деле, я ни разу не сомневалась, что после окончания магистратуры я продолжу свой путь в аспирантуре, и я не рассматривала другие варианты для поступления помимо Вышки. У меня была тема, которая мне была интересна, и которую я разрабатываю со своим научным руководителем на протяжении нескольких лет, было желание продолжить движение по траектории становления исследователем, а также, не буду скрывать, огромное рвение учиться, узнавать новое у замечательных профессоров и преподавателей Вышки.

Об академической аспирантуре

Я учусь на программе Академическая аспирантура. Эта программа дает большую по российским меркам стипендию и тем самым возможность заниматься всецело исследовательской деятельностью, а также уникальный шанс пройти стажировку в зарубежном вузе.

Расскажу о том, как я поступала на программу Академической аспирантуры. Помимо стандартного набора документов, который нужно предоставить в приемную комиссию, необходимо было написать мотивационное письмо, кратко обрисовывающее  планы на исследовательскую деятельность в аспирантуре, получить рекомендательные письма, подготовить резюме, сдать международный экзамен по иностранному языку (я сдавала IELTS), а также пройти собеседование на английском языке, в котором нужно было представить замысел своего исследовательского проекта. Чтобы успеть собрать весь пакет документов, а также сдать экзамен и получить результаты до завершения приема документов, я начала готовиться к поступлению заранее – еще весной.Самой волнительной частью поступления для меня было интервью, но по факту оказалось, что энтузиазм в отношении своей темы, примерные представления о том, как я буду проходить стажировку, какие данные там соберу, как они помогут мне в написании моей работы, а также беглый английский язык помогли мне успешно преодолеть этот этап.

Самая важная часть аспирантуры – это, конечно же, проведение научного исследования и написание текста диссертационной работы. С одной стороны, аспирантам в этом дается много свободы, поскольку контрольные мероприятия (аттестация) проходят только два раза в год, с другой стороны, за это время нужно успеть провести исследование, написать статьи, выступить на конференциях, а также поучаствовать в других мероприятиях согласно заполняемому каждым аспирантом индивидуальному учебному плану. Большое преимущество этого плана в том, что аспирант может сам выбирать, чем он будет заниматься в ближайший год и планировать свою деятельность наперед.

Самая важная часть аспирантуры – это, конечно же, проведение научного исследования и написание текста диссертационной работы.

Василевская Екатерина Юрьевна
Департамент психологии: аспирант

В диссертационном исследовании я занимаюсь изучением представлений людей о себе в будущем (возможных «Я») и их связи с мотивацией. Наиболее общий вопрос, который меня интересует, следующий: какими характеристиками, свойствами должны обладать представления людей о себе в будущем, чтобы они действительно мотивировали людей это будущее реализовывать, делать его реальностью. Эта тема меня заинтересовала отчасти по той причине, что в реальности зачастую люди отказываются от реализации части своих устремлений, надежд, мечтаний, находя этому разные объяснения. Тема моего исследования сейчас активнее всего развивается на Западе, поэтому я изначально знала, что на стажировку я поеду в США. Кроме того, существуют свидетельства о том, что мотивирующая сила представлений людей о себе в будущем различна в разных культурах, поэтому отдельный интерес для меня представляло проведение кросс-культурного исследования, сравнения российских и американских респондентов.

Стажировка в Международном университете Флориды, США

Занимаясь поиском стажировки, я выделила несколько американских исследователей, которые работают над моей темой, и написала им по электронной почте письмо с вопросом, могут ли они выступить в роли куратора моей стажировки. Положительный ответ мне пришел от исследовательницы, работающей в Florida International University (Флорида, США). Поскольку моя стажировка предполагала проведение научного исследования с американскими студентами, для моего куратора было важно, что у меня хороший английский язык, а также, что у меня уже есть наработки по моей теме. Непосредственно перед стажировкой мне необходимо было написать проект своего исследования, формы информированного согласия для испытуемых и подать их на рассмотрение в этический комитет в университете, а также пройти учебный он-лайн курс и подтвердить свою квалификацию исследователя.

Сама стажировка у меня оставила море приятных впечатлений. Во-первых, было очень увлекательно погрузиться в жизнь американского университета, работать на территории громадного кампуса, где студенты и живут, и учатся, и отдыхают, а кто-то даже работает. Во-вторых, я получила бесценный опыт общения с американскими коллегами, работы в лаборатории, посещения лекций. Честно признаться, до стажировки я немного переживала за свой уровень знаний, однако по факту оказалось, что полученное в Вышке образование ничуть не уступает американскому, и вообще во многом наши образовательные системы похожи.

Продолжая разговор о буднях аспирантов

Продолжая разговор о буднях аспирантов, нужно отметить, что в Вышке обучающимся предлагается прослушать ряд обязательных и ряд курсов по выбору. Лично для меня самыми полезными курсами оказались Academic Writing, позволяющий овладеть навыками написания научных текстов и презентаций на английском языке, а также курсы по статистике и анализу данных в SPSS и R. Так, в частности, благодаря курсу Academic Writing, я смогла подготовить постерный доклад для 31 Международного Конгресса по Психологии, который проходил в Йокогаме (Япония), а курсы по статистике обогатили мой репертуар методов обработки данных, который я использовала, представляя данные на этой конференции.

Одним из условий обучения в аспирантуре является прохождение педагогической практики, в рамках которой аспирант получает возможность вести занятия у студентов. За два года мне удалось поработать с историками, философами, психологами, я получила очень интересный опыт взаимодействия со студенческой аудиторией, адаптации программы курса под интересы и потребности студентов конкретного направления (сейчас я могу сказать, что психология для историков и философов – это разная психология), опыт составления и проверки домашних заданий, приема коллоквиумов.

После окончания аспирантуры я задумываюсь над тем, чтобы продолжать исследовательскую деятельность, преподавание, а также мне очень интересна область психологического консультирования и психотерапии. Я однозначно уверена, что знания, опыт, возможности, которые мне дала и дает Вышка, будут  полезны в любой профессиональной деятельности.