• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

II Всемирный конгресс по экзистенциальной психотерапии

8-11 мая в Буэнос-Айресе (Аргентина) состоялся II Всемирный конгресс по экзистенциальной психотерапии. Рассказывает аспирантка Аспирантской школы по психологии ВШЭ, преподаватель департамента психологии Анастасия Климочкина.

Конгресс представляет собой второе мероприятие подобного масштаба. Первая в истории встреча представителей всех существующих направлений экзистенциальной терапии состоялась в Лондоне в мае 2015. В этом году конгресс был организован Латино-Американской Ассоциацией Экзистенциальной Психотерапии (ALPE) на базе католического Университета Сальвадора (USAL).

Конгресс стал площадкой для встречи специалистов из 34 стран, работающих в экзистенциальном подходе в разных культурных контекстах. При некоторых различиях в методологии и теории школ, экзистенциальная психология остается единой в своем видении важности вопросов, связанных с человеческим существованием (таких как смысл жизни и жизненный проект; любовь и установление крепких и здоровых отношений; противостояние данностям жизни и духовное обогащение в этой борьбе). Обсуждение этих вопросов и укрепление сотрудничества между экзистенциальными сообществами по всему миру — таковы были глобальные задачи II Всемирного конгресса.

Ключевыми в программе конгресса стали выступления ведущих специалистов нашего времени в области экзистенциальной психологии — Эмми Ван Дорцен (Великобритания), Альфрид Лэнгле (Австрия), Кирк Шнайдер (США), Эрик Крейг (США) и др. Ярким событием стала презентация первого в своем роде справочника по экзистенциальной терапии, который явился результатом совместной работы этих авторов и международной команды психотерапевтов, учителей и исследователей. В нем впервые представлен исчерпывающий охват ключевых текстов, теорий, практик и исследований по основным существующим направлениям экзистенциально психологии.

Тема конгресса — «Тревога и вина в эпоху перемен» — фокусирует одну из основных тем экзистенциальной психологии.

Профессор Эмми Ван Дорцен представила доклад о проблеме онтологической тревоги, чувстве, которого мы хотели бы избежать, но которое необходимо в определенной степени для того, чтобы движение внутренней жизни могло продолжаться. Без тревоги нет жизни, это теневая сторона свободы человека.

Профессор Кирк Шнайдер отметил, что чувство трепета, благоговения и хрупкости человека перед силами природы и космосом, постепенно исчезает вследствие технореволюции. Умные машины выступают посредниками между нами и задачами мира, что затрудняет простое повседневное переживание «опыта потока».

Профессор Альфрид Лэнгле акцентировал проблему тревоги в рамках своей теории экзистенциального анализа. Тревога и страх возникают вслед за дефицитом переживания опоры, защищенности и пространства в мире. Жизнь не дает гарантий, обстоятельства жизни не всегда могут оставаться хорошими, поэтому человек фундаментально стремится найти надежную опору и безопасное убежище. Персональной способностью к преодолению тревоги является мужество, как сила личности выдержать встречу с ситуацией «лицом к лицу».

В моем докладе «Religiosity as a factor of existential realization: evidence from Russia» были представлены некоторые результаты эмпирического исследования, проведенного в рамках экзистенциально-аналитического подхода А. Лэнгле. Содержание работы заключается в исследовании взаимосвязи религиозности и экзистенциальной исполненности человека и попытка взгляда на религиозность как на экзистенциальный ресурс. Исследование носило кросс-конфессиональный характер — в него вошли три религиозные группы (буддисты, мусульмане и православные христиане) и две нерелигиозные группы (атеисты и люди, индифферентные религии). В докладе были проиллюстрированы различия в уровне экзистенциальной исполненности изученных групп, а также установлена положительная связь религиозности с реализацией конкретных экзистенциальных тем. Наиболее значимо религиозность оказалась связана с опытом доверия предельной опоре и переживанием смысла жизни.

Хотя стоит отметить необходимое ограничение, свойственное всем корреляционным исследованиям, а именно невозможность установления причинно-следственных связей, иллюстрация положительной связи во всех трех конфессиональных группах открывает перспективу для дальнейшего изучения особенностей экзистенциальной исполненности в связи с религиозностью личности.

Профессор Лэнгле и другие авторы говорят о том, что религия не является панацеей от тревоги или других психологических проблем. Однако на основании теории можно предположить, что религия предоставляет верующему условия и инструменты для проживания фундаментальных стремлений человека на персональном уровне, и, в конечном итоге, может способствовать жизни с внутренним согласием. При этом значимым фактором остается степень включенности верующего в религиозную жизнь через исполнение религиозных практик.


Анастасия Климочкина,
аспирантка Аспирантской школы по психологии ВШЭ