В старых версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для оптимальной работы с сайтом рекомендуем воспользоваться современным браузером.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Институциональная история философского и научного знания от античности до наших дней: основные этапы.
Основные идеи работы «Научное миропонимание – Венский кружок»
Структура научной теории. Особенности естественнонаучных и социально-гуманитарных теорий.
Неопозитивистская программа эмпирического обоснования научного знания.
«Стандартная» концепция научной теории.
Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни.
Понятие научного эксперимента. Виды экспериментального исследования в науке.
Научный факт и его теоретическая интерпретация.
Научная картина мира, ее исторические формы. Роль научной картины мира в определении перспектив научных исследований.
Методы научного исследования и их классификация.
Проблема обоснования научного знания. Логика открытия и логика обоснования.
История науки и философия науки: взаимосвязь и противоречия между ними.
Методологический фальсификационизм К. Поппера и его критика
Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса
Методология индуктивизма и его критика
Методология конвенционализма и его критика
Научная революция как переломный момент в развитии научного знания.
Методологический смысл понятий «парадигма», «научное сообщество», «нормальная наука», «научная революция» в концепции Т. Куна
Проблема выбора научной теории: логические, эмпирические и социальные аспекты.
Исторические типы научной рациональности.
Понятия «стиль мышления» и «мыслительный коллектив» в концепции Л. Флека
Этические проблемы современной науки.
Экологические принципы в современных стратегиях научного развития.
Экономика науки как научная проблема.
Основные проблемы социологии науки.
Междисциплинарность как характеристика современных научно-технических проектов.
Идеи синергетики в современной философии науки.
Наука об искусственном интеллекте: основные проблемы.
Литература:
Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.: ПЭР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. (www.philosophy.ru)
Гайденко П. П. История греческой философии в ее связи с наукой. (www.philosophy.ru)
Степин В. С. Философия науки. М., 2004.
Никифоров А. Л. Философия и методология науки в их истории. М., 2006.
Порус В. Н. Рациональность, наука, культура. М., 2002. (www.lib.ru)
Кун Т. Дополнение 1969 года: § 1. Парадигмы и структура научного сообщества // Структура научных революций. М., 2001.
Лакатош И. История науки и ее рациональные реконструкции: § 1. Конкурирующие методологические концепции. Рациональная реконструкция как ключ к пониманию реальной истории // Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.
Микешина Л. А. Философия науки. М., 2005, (http://rainstore.narod.ru/library/metodologia/Mikeshina_-_Filosofia_nauki.htm)
Флек Л. Возникновение и развитие научного факта: Введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. М., 1999
Платон. Менон
Аристотель. Метафизика. Книга 1, глава 1-3; Книга 4, глава 3. Аристотель. Вторая аналитика. Книга первая. Гл. 1-3.
Бэкон Ф. Афоризмы об истолковании природы и царстве человека.