История и философия науки

Вопросы для подготовки к экзамену по предмету «История и философия науки» (выложены на сайте аспирантуры ВШЭ):

  1. Философия науки как специальная область философского исследования. Основные проблемы и направления ее развития.
  2. Досократическая философия: основные проблемы и представители
  3. Гераклит и Парменид: различие моделей мира
  4. Сократ и софистика: гуманитарный поворот в античной философии и образовании
  5. Знание и познание в философии Платона (на материале диалога «Менон»)
  6. Структура сущего в философии Платона
  7. Источники и структура научно-философского знания у Аристотеля (на материале «Метафизики» и «Второй аналитики»)
  8. Древнегреческий атомизм
  9. Основные характеристики античной модели научно-философского знания
  10. Эпоха Возрождения: гуманизация и филологизация науки
  11. Мировоззренческий смысл работ Н. Коперника и Дж. Бруно.
  12. Модель научного познания Ф. Бэкона
  13. Р. Декарт: радикальное сомнение, научный метод и учение о субстанциях
  14. Формирование идеалов математизированного естествознания (от Г. Галилея к И. Ньютону).
  15. Картезианцы и Ньютон: полемика о проблеме «скрытых качеств» в естествознании XVII-XVIII вв.
  16. Социальные, экономические и технические условия развития науки в XVI - XVII вв.
  17. Рационализм и эмпиризм Нового времени как философские программы обоснования научного знания.
  18. Идеология Просвещения: наука как движущая сила социального, экономического и нравственного прогресса.
  19. Обоснование значимости и проблема границ научного познания в философии И. Канта.
  20. Послекантовский немецкий идеализм и формирование историзма
  21. Позитивизм О. Конта, Дж. С. Милля и Г. Спенсера.
  22. Стадии развития научного знания О. Конта. Взгляды Конта на место и роль общественных наук в системе научного знания.
  23. Методология историко-гуманитарного познания И.Г. Дройзена
  24. Институциональная история философского и научного знания от античности до наших дней: основные этапы.
  25. Основные идеи работы «Научное миропонимание – Венский кружок»
  26. Структура научной теории. Особенности естественнонаучных и социально-гуманитарных теорий.
  27. Неопозитивистская программа эмпирического обоснования научного знания.
  28. «Стандартная» концепция научной теории.
  29. Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни.
  30. Понятие научного эксперимента. Виды экспериментального исследования в науке.
  31. Научный факт и его теоретическая интерпретация.
  32. Научная картина мира, ее исторические формы. Роль научной картины мира в определении перспектив научных исследований.
  33. Методы научного исследования и их классификация.
  34. Проблема обоснования научного знания. Логика открытия и логика обоснования.
  35. История науки и философия науки: взаимосвязь и противоречия между ними.
  36. Методологический фальсификационизм К. Поппера и его критика
  37. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса
  38. Методология индуктивизма и его критика
  39. Методология конвенционализма и его критика
  40. Научная революция как переломный момент в развитии научного знания.
  41. Методологический смысл понятий «парадигма», «научное сообщество», «нормальная наука», «научная революция» в концепции Т. Куна
  42. Проблема выбора научной теории: логические, эмпирические и социальные аспекты.
  43. Исторические типы научной рациональности.
  44. Понятия «стиль мышления» и «мыслительный коллектив» в концепции Л. Флека
  45. Этические проблемы современной науки.
  46. Экологические принципы в современных стратегиях научного развития.
  47. Экономика науки как научная проблема.
  48. Основные проблемы социологии науки.
  49. Междисциплинарность как характеристика современных научно-технических проектов.
  50. Идеи синергетики в современной философии науки.
  51. Наука об искусственном интеллекте: основные проблемы.


Литература:

  1. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.: ПЭР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. (www.philosophy.ru)
  2. Гайденко П. П. История греческой философии в ее связи с наукой. (www.philosophy.ru)
  3. Степин В. С. Философия науки. М., 2004.
  4. Никифоров А. Л. Философия и методология науки в их истории. М., 2006.
  5. Порус В. Н. Рациональность, наука, культура. М., 2002. (www.lib.ru)
  6. Кун Т. Дополнение 1969 года: § 1. Парадигмы и структура научного сообщества // Структура научных революций. М., 2001.
  7. Лакатош И. История науки и ее рациональные реконструкции: § 1. Конкурирующие методологические концепции. Рациональная реконструкция как ключ к пониманию реальной истории // Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.
  8. Микешина Л. А. Философия науки. М., 2005, (http://rainstore.narod.ru/library/metodologia/Mikeshina_-_Filosofia_nauki.htm)
  9. Флек Л. Возникновение и развитие научного факта: Введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. М., 1999
  10. Платон. Менон
  11. Аристотель. Метафизика. Книга 1, глава 1-3; Книга 4, глава 3. Аристотель. Вторая аналитика. Книга первая. Гл. 1-3.
  12. Бэкон Ф. Афоризмы об истолковании природы и царстве человека.
  13. Декарт. Рассуждение о методе
  14. Кант. Критика чистого разума. Предисловие (к 1-му и 2-му изданию), Введение. Пролегомены (§ 1-13).
  15. Конт О. Дух позитивной философии.
  16. Дройзен И.Г. Очерк историки (§§1-18, 37-44, 72-86) // Дройзен И.Г. Историка. СПб., 2004.
  17. Карнап Р., Хан Х., Нейрат О. Научное миропонимание – Венский кружок.1929.
  18. Кун Т. Дополнение 1969 года к "Структуре научных революций" (§ 1).
  19. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции (раздел 1).
  20. Порус В.Н. Людвик Флек: от сравнительной к социальной эпистемологии